В Испании кризисная ситуация в ресторанном секторе достигла пика в 2010 году в тени мирового финансового кризиса. Столкнувшись со сложной ситуацией, два конкурента в секторе приняли различные решения относительно их конверсии в стоимость захвата. gc.ua/konsultacii-po-nalogooblozheniyu/
За несколько лет до 2010 года газета «El País» ввела оплату по подписке за доступ к определенному цифровому контенту. Это привело к тому, что значительная часть ее аудитории перешла к их конкуренту — «El Mundo». Компания смогла выдержать первые годы только за счет доходов от рекламы, но суровость кризиса заставила ее изменить и свою модель. Она создала “Orbyt”, нового эксклюзивного цифрового гибридного бренда с бесплатным и платным контентом, последний имеет большую ценность для читателя. Сегодня Орбайт является лидером в Испании по числу абонентов платного цифрового телевидения.
Цифровая платформа — это бизнес-модель, использующая так называемый сетевой эффект, позволяющий ее участникам создавать новые бизнес-модели. Сетевой эффект означает, что ценность сети возрастает экспоненциально, численности её членов. Другими словами, присоединение нового члена к сети увеличивает преимущества и выгоды для всех участников сети.
Несмотря на то, что платформы существуют уже много лет, сегодняшние технологии позволяют увеличить их потенциал в десять раз.
Платформы должны выполнять как минимум следующие ключевые функции:
John Deere, великий производитель сельскохозяйственной техники, является одной из компаний, которые имеют твердые убеждения во времена кризиса. Они знают, как воспользоваться моментом. В катастрофе 29-го года его продажи упали более чем на 86% за три года. Он принял решение выделить 12 млн. долларов для финансовой помощи своим клиентам и фермерам.
Во время второй мировой войны, компания решила наладить производство военных тракторов и авиационных деталей. Она даже собрала батальон для ремонта танков в бою.
В 2012 году ситуация характеризовалась полным мировым финансовым кризисом, затронувшим все сектора, включая сельское хозяйство. Что бы справиться с этой ситуацией, они начали включать в свои тракторы датчики и анализировать данные, которые они посылали, в сочетании с другими метеорологическими данными, состоянием почвы, урожаем и т.д.
Следующим шагом было создание myjohndeere.com и приложения «Mobile Farm Manager». Фермеры могли легко и быстро получить доступ ко всем генерируемым Большим данным. А в 2013 году компания открыла свою платформу для других компаний, что бы они могли внести свой вклад, тем самым увеличивая объем и разнообразие данных. Таким образом, они достигли трех целей:
В прошлом году оборот John Deere составил более 26,6 миллиардов долларов с прибылью в 1,524 миллиарда. История успеха преобразования части бизнеса в платформу.
Технология — не единственный рычаг для переосмысления бизнес-моделей, есть и другие способы, которые могут быть столь же мощными и эффективными.
Дистрибьюторский канал компании — совокупность путей, выбранных компанией, которая осуществляет доставку продукции от ее производства до доставки заказчику.
Во время последнего референтного кризиса 2008-2012 гг. доходы компаний распределительного сектора упали на 5%, что является критической ситуацией в секторе, где маржа очень низкая.
Столкнувшись с этой ситуацией, многие компании в секторе дистрибуции продуктов питания решили запустить интеллектуальные скидки, такие как Dia, Lidl или Aldi. Тем не менее, одним из действий, заслуживающих внимания в связи с его успехом, несомненно, были изменения, произведенные Carrefour. Эта компания решила изменить свой канал дистрибуции и выбрала местные магазины в дополнение к специализации на свежих продуктах.
Это стратегическое решение привело Carrefour к строительству супермаркета в Мадриде. Очень многообещающий формат. Цель движения Carrefour — не отходить от повседневной жизни людей, присоединяясь к более близкому каналу с продуктом, который находится в процессе выращивания, например, свежими продуктами.
Еще один интересный случай канала, хотя это и не переделка, а создание. Новая концепция канала, разработанная автопроизводителем Tesla. Эта компания, основанная американским предпринимателем Илоном Маском, полностью изменила канал сбыта, создав физические пространства под названием Concept Store. В зданиях с авангардным дизайном, показываются автомобили. Продажа происходит через систему электронной коммерции. В этом новом дизайне канала дилеры устраняются, концентрируя силу опыта в рамках основных действий самой компании Tesla.